Возможно ли изучать «мастерство жизни» или как помочь подростку найти себя и выбрать свой жизненный путь?

Самоопределение – преобладающая активность старшего подростка. Его суть, на мой взгляд, заключается в способности осознанно занимать позицию по отношению к требованиям ситуации, своим желаниям и потребностям. Эта задача особо актуальна именно в подростковом возрасте, когда идет активный поиск себя. «Имею ли я право быть собой?» – этот вопрос ставит старший подросток во многих ситуациях своей жизни: дома, в школе, в кругу сверстников. Возможность идентифицироваться с чем-то внешним: с социальной ролью, молодежными течениями, - очень соблазнительна. В то же время углубиться внутрь себя в активных поисках своего я – очень трудный путь. Легко поддаться влиянию внешнего окружения. И далеко не просто быть не таким как все, выделяться из общей массы, не терять свою индивидуальность. Очень важно помогать  подростку осуществлять этот непростой поиск себя.

Старший подростковый возраст является периодом активного формирования и укрепления системы жизненных смыслов и ценностей. Очень часто формирование этой системы происходит на основе общепринятых ценностей (так как их транслируют средства массовой информации, окружающие люди и т.п.).  Велик соблазн поддаться влиянию навязываемых обществом ценностей, которые не отличаются большой широтой и многогранностью. Активный поиск ответов на вечные вопросы: «для чего я пришел в этот мир?», «что я должен делать?», «что я могу дать миру?», «каково мое предназначение?», позволяет найти свое место в более широком контексте взаимосвязей с миром. Подростки живо откликаются на возможность расширить этот смысловой контекст.

Когда старший подросток от размышления о своем месте в мире переходит к самореализации, т.е. к конкретным действиям по реализации своего жизненного проекта, у него возникает противоречие между идеальными устремлениями и его жизненной реальностью. Реальность заключается в том, что у него недостаточно развита способность занимать позицию и действовать согласно принятому решению, а также пока еще сильна финансовая и мировоззренческая зависимость от родителей и близкого окружения. Очень важно чтобы деятельность, в которую включен подросток, несла в себе глубокий личностный смысл, помогала ему преодолеть это противоречие.

Именно в такое образовательное и развивающее пространство я предлагаю погрузиться подросткам, занимающимся по программе «Мастер жизни».

В подростковом возрасте мы задаем себе вопросы: «Кто я? Зачем я живу? Кем мне быть? В чем смысл жизни? Куда катится мир?»

Размышляя об этом, лучше узнаем себя, свое призвание, задумываемся о том, каким человеком нам хотелось бы стать. Ведь каждому хочется найти свое место в мире, выделиться из общей массы, верить во что-то светлое, идеальное, возвышенное.

Но реальная жизнь требует ответов на иные вопросы: «Куда дальше идти учиться? Какую выбрать профессию? Как подготовиться в ЕГЭ? Как оторваться от дивана? Как наладить отношения с... (родителями, друзьями, учителями)?          Где заработать деньги, чтобы скорее стать независимым?»

Эти вопросы требуют своевременного ответа, от них нельзя уклониться. Они могут занимать все наше внимание, все время и, тем не менее, часто мы их не решаем, откладываем на потом, избегаем, несерьезно к ним относимся. Погружаясь с головой в решение повседневных задач: сделать уроки, подготовиться к контрольной, выполнить домашние обязанности, мы перестаем мечтать...

Как преодолеть разрыв между мечтой и реальностью, желанием совершить в жизни что-то великое и необходимостью бороться за место под солнцем?

В нашей группе мы будем учиться мастерству жизни. Мастер – это профессионал, который в совершенстве умеет делать свое дело. Наше дело – наша жизнь. Умению жить трудно научиться, но это именно то умение, которому необходимо учиться в первую очередь.

Мы ищем способы лучше узнать себя, размышляем о своем будущем, тренируемся в умении справляться с трудностями. Учимся жить, сталкиваясь с противоречиями, которые не просто решить, например:

  • Хочу это или то, но ничего не хочу для этого делать.
  • Хочу быть сильным, здоровым и красивым, но лень ходить в спортзал.
  • Нравится  девушка, но боюсь подойти поговорить, вдруг, откажет?
  • Сам не знаю, чего хочу, особенно, когда родители давят, настаивая на своем.
  • Хочу быть независимым от родителей, но не могу пока работать и жить один.
  • Мне страшно и тревожно, когда пробую что-то делать сам, но я хочу быть самостоятельным.

Мы учимся лучше понимать себя, налаживать отношения с другими людьми, искать свое призвание, развивать качества, которые нам в себе нравятся и менять те, которые мешают.

В группе мы исследуем свой внутренний мир, характер, сильные и слабые стороны, учимся справляться со своими чувствами, ставим цели и стараемся достигать их. Мы изучаем предмет, который не преподают в школе – «мастерство жизни» и учимся успешно решать задачи, которые ставит перед нами жизнь.

 

 

 

(с) Создание сайта - Андрей и Наоми Ананьевы.