Пояснительная записка к программе
"Мастер жизни"

Жизнь, наполненная смыслом

«Если мы принимаем человека таким, какой он есть,
мы делаем его хуже; если мы принимаем его таким,
каким он должен быть, мы помогаем ему стать таковым»

И. Гете

«Биологическая судьба представляет собой материал,
который приобретает форму под воздействием свободного
человеческого духа, то есть под влиянием того, ради чего,
с точки зрения человека, он существует»

В. Франкл

Всегда у всех народов особо ценилась мудрость старшего поколения. И эта мудрость – не просто кладовая накопленного опыта из прожитой жизни, но прежде всего – четко выстроенная, глубоко выстраданная система жизненных приоритетов: что главное, а что второстепенное; что хорошо, а что плохо; ради чего стоит бороться, а чего стоит избегать… В то же время, мудрый человек – это тот, кто способен гибко ориентироваться в конкретной жизненной ситуации, одновременно понимая и себя и требования окружающей действительности. Именно в жизненной мудрости находится точка соприкосновения целостного понимания смысла всей своей жизни и конкретного смысла настоящего момента. Мудрый человек способен оптимальным способом решать познавательные, трудовые, учебные, бытовые и другие задачи, овладевая мастерством жизни. Его действия и поступки глубоко осмыслены, поведение соответствует конкретной ситуации и собственным возможностям. Человек, достигший в своем индивидуальном психическом развитии вершин зрелости, создает известный образец мудрости, который потом выступает объектом подражания и следования. Повседневные поступки мудрого человека адекватны окружающей жизненной ситуации и, в то же время, соотносятся с пониманием им общего смысла своей жизни. Такого человека можно смело назвать мастером жизни.

Легко быть мудрым, когда есть багаж осмысленного прожитого опыта и умение управлять своей жизнью, но у подростков всего этого нет, однако есть сильнейшее стремление разобраться в себе и в устройстве мира. Им хочется стать взрослыми, и они активно пробуют себя в разных жизненных сферах, пытаясь выстроить непротиворечивую систему ценностей, приобрести необходимые жизненные навыки. При этом они сталкиваются со следующими вопросами и противоречиями:

  • «Кто я?» - желание быть собой при частом непонимании и не достаточном знании себя;
  • «Кем быть?» - необходимость выбирать свой путь, не поняв до конца, куда идти, к чему стремиться;
  • «Как управлять своей жизнью?» - желание быть самостоятельным и независимым при неразвитости способностей к долгосрочному планированию и фактической зависимости от родителей;
  • «В чем смысл?» - размышления о смысле всей своей жизни и непонимание того, что конкретно сейчас нужно делать.

Подросткам характерно стремление искать ответы на вечные вопросы, думать «о дальнем», «о предельном», «о запредельном»… Результатом этих поисков может стать внутренняя система ценностей: глубокая вера и понимание предназначения человека, понимание природы добра и зла, тонкостей устройства вселенной, глубины и сложности человеческих отношений. К сожалению, часто бывает так, что, сталкиваясь с жизненной реальностью, эти поиски прекращаются. Реальная жизнь требует ответов на конкретные вопросы: Куда дальше идти учиться? Какую выбрать профессию? Чем заниматься в свободное время? Как побороть свою лень? Как строить близкие отношения? Где заработать деньги, чтобы скорее стать независимым от родителей? Высшие устремления к запредельному могут разбиться о земную реальность.

Целью программы «Мастер жизни» является помощь подросткам в разрешении вышеописанных вопросов и противоречий. Эта цель достигается за счет одновременного движения в двух направлениях. С одной стороны, поддержать «высшие устремления» подростков, а с другой – снабдить их практическим инструментарием, способным помочь справиться с реальными жизненными трудностями. Показать им всю сложность, но тем не менее возможность построения такой жизни, при которой успешно решаются повседневные задачи и сохраняется устремленность к высшим идеалам.

Задачи программы

Образовательные:

  • Изучить те аспекты из комплекса психологических дисциплин (общая психология, психология личности, психология развития, психодиагностика), которые необходимы для осуществления самопознания.
  • Освоить и научиться применять методы, помогающие понять и познать себя (психодиагностические методики, тесты, опросники).
  • Изучить строение и особенности смысловой сферы личности человека, научиться замечать и устанавливать в своей жизни значимые смысловые взаимосвязи, тем самым приобретая способность к смысловой регуляции своей жизни.
  • Освоить технологии саморазвития, научиться использовать свои личностные ресурсы для решения повседневных задач. 

Воспитательные:

  • Приобщение подростка к общечеловеческим ценностям;
  • Воспитание «космического сознания» - такой мировоззренческой установки, при которой человек стремится всегда рассматривать себя и свою жизнь в максимально широком культурно-историческом контексте.
  • Воспитание нравственных качеств, способности слышать голос своей совести и поступать, согласуясь с нею.

Развивающие:

  • Освоение практических навыков самопознания;
  • Развитие ясной и непротиворечивой системы ценностей;
  • Развитие способностей к смысловой регуляции жизни;
  • Освоение технологий саморазвития.

Основными инструментами, позволяющими решить эти задачи, являются: логотерапия Виктора Франкла и современный экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле. Именно в них заложены те методические и концептуальные принципы, благодаря которым реализуется данная программа.

Методические принципы

Концептуальная ясность и практическое применение знаний – уверенное знание педагогом основ экзистенциального подхода в гуманитарных науках и умение показать, как эти знания соотносятся с жизнью.

Исследовательский подход к жизни – готовность и настроенность на то, чтобы не получать готовых ответов или знаний, а находиться в постоянном поиске, исследовании себя, другого, окружающего мира.

Расширение смысловых горизонтов – учиться искать и устанавливать смысловые взаимосвязи в своей жизни, видеть связь настоящего момента с отдаленным будущим.

Установка открытости к себе и к миру – необходимое условие успешного самопознания и самореализации, способность «слышать» и понимать себя, а также видеть возможности, предоставляемые ситуацией.

Поддержка «высших устремлений» – вся воспитательная работа отталкивается от естественного желания подростка реализовать в своей жизни высшие идеалы. Все методы самоисследования и развивающие технологии вторичны по отношению к этой главной ценности.

Обращение к личностному потенциалу – в личности каждого подростка есть зерно скрытых возможностей, которое может прорасти, если уметь заметить его и создать необходимые для его роста условия.

Разделы программы

Самый первый вопрос, встающий перед подростком, связан с пониманием себя. На этот вопрос помогает ответить первый раздел программы «Самопознание». Этот раздел содержит практический инструментарий, позволяющий подросткам исследовать свой внутренний мир, характер, темперамент, сильные и слабые стороны своей личности, взаимоотношения с другими людьми.

Многогранность и многосоставность внутреннего мира человека – это то открытие, которое сможет сделать подросток, освоивший этот раздел программы, изучая как предмет познания самого себя. Тем самым, он сможет стать более целостным в отношениях с другими людьми, более последовательным в своих выборах и решениях. Его поступки будут более осознанны и автономны, он сможет оказывать большее влияние на все, что с ним происходит.

Второй раздел «Самоопределение» направлен на то, чтобы актуализировать и поддержать высшие устремления подростков, показать им, что эти устремления могут быть соотнесены с конкретной жизненной реальностью. Основой самоопределения старшего подростка является смысловое определение себя по отношению к высшим ценностям, стремление к максимальному расширению смыслового контекста своей жизни, установление связи конкретного смысла наличной ситуации с общим смыслом жизни. Смысл – тот мотив поступков, который включает человека в неизмеримо больший контекст жизни, чем он сам. Смысл направляет и связывает «дорогу жизни» в единое целое, выстраивая для каждого уникальный индивидуальный маршрут. В каждом из нас есть желание, стремление, воля быть целостным, не блуждать по жизни, а двигаться целенаправленно, согласуясь со своей совестью.

Способность ориентироваться в смысловой реальности своей жизни, видение ближних и дальних смыслов, чувствование и понимание направления движения по жизни – это те навыки, которые может приобрести подросток, освоивший этот раздел программы.

Третий раздел программы «Саморазвитие» направлен на то, чтобы помочь подросткам овладеть способностями к осознанному, целенаправленному и активному управлению своим развитием. Он предполагает ознакомление подростков с технологиями саморазвития. Здесь они получат ответ на вопрос «как стать хозяином своей жизни?», освоят не столько знания, сколько умение влиять на ход своего развития, достигая наилучших результатов.

Базовая установка этого раздела – приоритет значимости нравственного развития личности над всеми остальными. Именно освоение культурного наследия человечества, понимание связи своей жизни с жизнью близких людей, общества, народа, человечества, именно восприятие себя частью большого целого – является основой для реализации духовного потенциала личности. Для осуществления этого приоритета невозможно изобрести «технологию». Однако, можно педагогическими средствами и прежде всего личным примером создавать условия внутри коллектива, в которых подростки учатся скорее слышать тихий голос своей совести, чем следовать внешним указаниям и «внутренним голосам» авторитетов. И именно эта способность можеть стать стержнем саморазвития.

Все три раздела программы взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. В процессе освоения программы акцент смещается с исследования своего внутреннего мира («Самопознание») на смысловые взаимосвязи с внешним миром («Самоопределение») и опять возвращается к реализации потенциала личности («Саморазвитие»). Таким образом, в структуру программы заложена идея установления внутреннего и внешнего диалога – диалога с самим собой и с миром. Эта концептуальная идея и определяет новизну и уникальность программы «Мастер жизни», отличает ее от других дополнительных образовательных программ. Эта же идея воспринимается автором программы, как ключевая в освоении «мастерства жизни», так необходимого подрастающему поколению.

Подросток, освоивший данную программу, как результат, имеет ясные представления о себе как целостной личности, способен ориентироваться в максимально широком смысловом контексте своей жизни, а также умеет целенаправленно выстраивать свой жизненный маршрут, согласуясь со своей совестью и требованиями настоящего момента. Также, будет владеть знаниями из области общей психологии, психологии развития и психологии отношений, которые помогут ему укрепить внутренний стержень личности.

Условия реализации образовательной программы

Идея написания и реализации данной программы возникла из педагогической практики туристского отдела ГБОУ ДОД ДДТ «Фонтанка-32» Центрального района г. Санкт-Петербурга. Юноши и девушки, которые успешно занимаются в течение одного года по программам «Младшие инструктора туризма» и «Спортивный туризм», ко 2-му году начинают испытывать потребность в более глубоком понимании себя и определении своего жизненного пути. Включившись в яркий и насыщенный походный образ жизни, переняв здоровые нормы общения и ориентированные на развитие групповые ценности, тем не менее, ребята часто сталкиваются с трудностями вне туристской группы. Вершины гор и равнины повседневности тогда приходят в противоречие, и требования жизни диктуют необходимость отказаться от устремленности за горизонт... Автор программы убежден в возможности «соединить небо и землю», и данная программа по своей глубинной сути преследует именно эту цель.   

По программе могут заниматься юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет. Она рассчитана на 1 год, при объеме годовой нагрузки 144 часа. Состав учебной группы должен быть не менее 15 человек. Основным условием приема в коллектив служит достаточно сильная мотивация развития, которая проявляется в активном участии в образовательном процессе. Программа имеет социально-педагогическую направленность. Уровень освоения программы – общекультурный.

Режим и формы проведения занятий

Предполагается два двухчасовых занятия или одно четырехчасовое занятие в неделю. Опыт показывает, что второй вариант предпочтительнее для старших подростков. Занятия проводятся в тренинговой форме. Однако, больший акцент делается на индивидуальную работу участников по самопознанию, чем на групповое взаимодействие. Каждое занятие содержит лекционные блоки по соответствующей теме, может содержать также элементы психологической диагностики.

Формы подведения итогов

П окончании каждого раздела программы, проводится письменный контроль уровня освоения знаний, полученных учащимися. Воспитанники отвечают на 12 вопросов, составленных на основе пройденного материала, а также в свободной форме дают свой анализ предложенной в конце теста-опросника ситуации. По их комментариям можно судить не только о предметном освоении соответствующего раздела программы, но и об уровне глубины их понимания практической значимости материала.

По мнению автора, результативность программы вдвойне повышается, когда подростки помимо учебы в школе и занятий по данной программе с увлечением включены в какую-либо личностно-значимую социальную активность (творчесткие коллективы, спортивные секции, общественные объединения). Тогда им есть где применять полученные знания, получать адекватную обратную связь об уровне понимания себя, исследовать особенности своей системы отношений «Я-и-мир».

О результативности реализации всей программы можно судить, анализируя анкеты обратной связи учащихся, показывающие их личные устремления, опыт преодоления реальных повседневных трудностей и результаты самопознания. Все качественные и количественные данные психологической диагностики, проводимой на тех или иных занятиях, творческие работы, отражающие результаты самопознания остаются у самих учащихся и на них распространяется правило конфиденциальности.

 

 

 

(с) Создание сайта - Андрей и Наоми Ананьевы.