Как помочь подростку учиться жить в современном мире

Совершенно естественно, что многим родителям хочется помочь своим вырастающим детям развиваться многогранно. Они не оставляют им свободного времени, для того, чтобы «тупить» в интернете, записывая на всевозможные кружки и секции, оплачивая прорву репетиторов. Часто в этом усердии родители перегибают палку. Чтобы понять, где же золотая середина между безудержной заботой о развитии детей и халатном к этому отношении, нужно разобраться в некоторых особенностях современного мира и психологических характеристиках молодого поколения...

Ни для кого не секрет, что количество информации, которое приходится воспринимать современному человеку увеличилось многократно за последние 10-15 лет, и этот информационный поток продолжает расти. Природа так устроена, что все живые организмы стараются максимально адаптироваться к изменяющимся условиям, а человек, как известно, в способностях к адаптации превзошел всех. И поэтому наши дети более адаптированы, чем мы, люди прошлого века. Помня об этом, не стоит сильно тревожиться про то, что они не осилят мощный поток информации, не стоит стараться его ограничивать, отбирая телефоны, планшеты, запрещая сидеть в социальных сетях.

Мышление современных детей и подростков работает иначе, чем у людей старшего поколения. О его особенностях есть замечательный документальный фильм –  «Клиповое мышление» (http://www.youtube.com/watch?v=qXfNHzNKDkk), рекомендую его посмотреть. В нем подробно рассказывается о различиях клипового и понятийного мышления, рассматриваются плюсы и минусы того и другого. Особенно важной для нашей темы мне показалась мысль о том, что клиповое мышление – это не хорошо и не плохо, это адаптационный механизм психики человека в условиях переизбытка информации. Клиповое мышление помогает человеку одновременно решать несколько задач, быстро переключаться с одной на другую, принимать решения, не вникая в подробности и не вдаваясь в детали.

Я скорее не соглашусь с авторами фильма в том, что способность клипово мыслить в современном мире – это залог успеха. Я думаю, что уметь «глубоко копать», понимать заложенные в больших художественных произведениях смыслы – это тот навык, который учит молодого человека серьезно размышлять над своей жизнью, планировать ее в долгосрочной перспективе, учит критическому мышлению и способности не поддаваться манипуляциям.

Почему я пишу о значении художественной культуры для построения жизни молодого человека? А вот почему: художественная культура – это символический мир, созданный человеком. Великие происведения художественной культуры созданы людьми, которые не только владели словом, пером или кистью, но умели увидеть и передать глубокие переживания, серьезные вопросы, которые ставила перед ними жизнь. Не просто знать наизусть, а понимать смысл, заложенный автором, уметь проникать вглубь, «читать между строк» - этот навык пригодится и в повседневной жизни.

Не получается ли так, что заботливый родитель вместо того, чтобы помочь подростку сориентироваться в потоке информации, для его же развития старается нагрузить его еще большим количеством различных занятий? Это желание родителя в основе своей опирается на неверие в то, что подросток способен сам понимать то, что ему нужно. Якобы, если оставить его в покое, то случится что-нибудь страшное: попадет в плохую компанию, впадет в зависимость, начнет курить, материться, воровать... Или попросту будет целыми днями бить баклуши и вырастет никчемным человеком.

Работая школьным психологом, я в последнее время укрепляюсь во мнении, что мир сошел с ума в бешеной гонке за достижениями. Учителя страшат пятиклассников предстоящими ГИА и ЕГЭ, родители перегружают детей дополнительными платными занятиями и кружками, дети просто не знают, куда от этого всего деться, и те из них, кто послабее – выдают невротические реакции или заболевают, а кто поздоровее – разгружают свой мозг бессмысленным времяпрепровождением в сети.

Чтобы ваш ребенок не стал жертвой рекламы, не шел на поводу у большинства, не поддавался соблазнам современного мира, нужно не ограничивать и запрещать ему доступ в интернет, не загружать его массой «полезных для его развития» занятий, а учить понятийному мышлению, учить понимать суть явлений, разбираться, чему стоит уделять внимание, а чему – нет. Прежде, чем перейти к конкретным рекомендациям, позвольте пойти издалека и раскрыть суть понятийного мышления, его значения для способности к осмысленной жизни.

В подростковом возрасте только начинает выстраиваться непротиворечивая система ценностей в сознании человека. Свое начало она берет в раннем детстве и безусловно самые важные ценностные ориентиры закладываются родителями. Однако так уж устроена психика человека, что в возрасте 12-15 лет он пересматривает взятые у родителей ценности, часто подвергает их критике и всем своим поведением демонстрирует несогласие с ними. Это происходит от того, что на данном этапе развития становится чтезвычайно важным стремление к автономии от родителей, желание все делать самому и по-своему. 

Зрелая система ценностей человека - это понятийная система. В ней в полном порядке все разложено по полочкам: что хорошо, что плохо; что здорОво, а что приводит к болезни. В ней же четко обозначена система взаимоотношений и причино-следственных связей: если я буду делать так-то, то будет то-то. Отсутсвуют противоречия между словом и делом, мыслью и поступком. Имеется объяснение и понимание своих желаний и потребностей. Заложено ясное представление о том, как строить отношения и в целом сосуществовать с себе подобными, чему посвятить себя, свою жизнь.

Хорошо, если система ценностей созревает к 25-30 годам. Но самое важное время для ее формирования, на мой взгляд, это самое начало - подростковый возраст. Так что же можно посоветовать родителям, чтобы помочь своим детям взрослеть, становиться более самостоятельными и главное - мыслящими глубоко и целостно? Напишу далее несколько рекомендаций, опирающихся на вышеизложенные идеи:

1. Позиция взрослого никогда не должна транслироваться подростку, как истина в последней инстанции. Подросток должен понимать, что существует множество точек зрения на любой предмет и он тоже имеет право смотреть на вещи так, как ему кажется верным. Проявление уважения к позиции подростка приведет к тому, что и он будет уважать точку зрения родителя, даже если не согласен с ней. Чтобы осуществить на практике это положение, можно чаще спрашивать подростка о его мнении по поводу возникающих разногласий в семье, о его взгляде на различные спорные вещи. Совершенно необязательно устраивать демократию при решении всех вопросов – какие-то вещи можно решать односторонне с позиции взрослого: «Я считаю, что так сделать правильнее, потому что... и хочу, чтобы было так!» Но обязательно - давать право подростку не согласиться с решением родителя. Например, если спорный вопрос касается заведенного в доме порядка, который подросток не хочет поддерживать или размера карманных денег, которых по мнению подростка ему не хватает.

2. Позиция взрослого должна быть понятна подростку. Важно объяснять причины своих поступков и решений, чтобы подросток видел, что у родительских решений есть весомое основание. Иногда же взрослые принимают решения в состоянии аффекта, в результате усталости или раздражения. Такие решения хорошо бы пересматривать «на трезвую голову». Иногда родители могут поступать совершенно нелогично – просто потому, что «так захотелось», эдакое самодурство. Если такие их поступки и решения затрагивают интересы подростка, то помимо негодования и протеста против несправедливости у него может формироваться такой же реактивный стиль поведения: «захочу сделаю – захочу не сделаю!» Надо понимать, что подросток хоть и пересматривает родительскую систему ценностей, но способы принятия решений, глубину анализа ситуации и основания выбора он прежде всего копирует с родителей. Поэтому нельзя ждать от подростка взвешенных, осознанных поступков, если родители сами ведут себя ситаутивно и реактивно.

3. У подростка должно быть достаточно «места», где именно он принимает решения и встречается с их последствиями. Только в этом случае у него будет возможность развивать в себе главную способность зрелого человека – нести ответственность за собственную жизнь. Как же так? – спросите вы, - А если он примет решение не делать уроки, не ходить в школу, ничего не делать! Будет только сидеть за компьютером, да тусоваться с друзьями? Так и будет, если подростку, привыкшему к постоянному контролю со стороны родителей дать полную свободу - он конечно же пустится во все тяжкие... Со свободой надо уметь обращаться и этому надо учиться. Если Вы даете подростку свободу в чем-то, то обязательно нужно продумать то, как подросток встретится с последствиями своих выборов и решений.

4. Прививать любовь к книгам, на мой взгляд, уже поздно. И если с раннего детства радость от проникновения в глубину художественного текста не была пережита, то в подростковом возрасте можно рассчитывать только на благотворное влиение Учителей. Пишу Учитель с большой буквы не случайно. Я имею ввиду не каждого школьного учителя, а тех взрослых, которые могут с увлечением повести подростков за собой: в мир книг, искусства, спорта или науки. Такие есть, есть смысл их искать. Подростку легче будет ориентироваться на авторитет не родителя, а Учителя, с кем он чувствует себя более взрослым, более автономным, чем в семье.

Современный мир больше пугает взрослых, чем детей. Печально видеть, как порой мы своими страхами препятствуем естественному развитию детей, своей тревогой ограничиваем их, опасениями привлекаем неприятности. Стоит, на мой взгляд, больше доверять подросткам и миру, быть чуткими и прислушиваться к их потребностям и вопросам. В каком-то смысле они могут быть для нас большими учителями, чем мы для них.

 

 

 

(с) Создание сайта - Андрей и Наоми Ананьевы.